«Правила» Синтии Лорд
Про то, как живет человек, чей словарный запас зависит от других людей, и как формализовать и объяснить негласные социальные правила.
У девочки-главной героини брат-аутист, и ему сложно. Он буквально воспринимает все, что говорят другие (я приеду в пять! И в 17:00:01 ребенок устраивает истерику, если человек не приехал), и не распознает эмоции. Сестра пишет ему короткие правила о том, как это все работает /Если не хочешь отвечать, задай вопрос/ или /Если к тебе обращаются с дурацкой просьбой или предложением, скажи: “Гм, я подумаю”,- быть может, потом все забудется само собой/. Похоже, оттенки выражения лица, эмоций, отношения, которые мы отслеживаем автоматически, реально сложно объяснить.
Вторая линия про мальчика с ДЦП, который общается с помощью словаря карточек.
Кажется, что-то вроде того
То есть человек может говорить только о том, что у него есть в книге карточек. Карточки делает мама и логопед, поэтому они такие, типа «печально», «замечательно», «кошка». Девочка расширяет ему словарный запас до «плевать», «почему бы и нет», «гадость», «обалдеть» и прочего молодежного сленга.
Заход про язык и лингвистику: может ли человек реально думать о том, для чего у него нет слова. И про цензуру немножко. Как только у мальчика появляются эти слова, он начинает выводить маму из себя, как обычный здоровой подросток, чего раньше не мог сделать, просто из-за маленького словарного запаса.
Подростковая немножко книга, но интересная. Про карточки почитала бы ещё что-нибудь взрослое.
К слову, погуглите карточки PECS и вам станет жалко инвалидов еще сильнее: нарисованы они все так, как будто их рисовали художники-фашисты, которые выбрали свой путь, чтобы сделать жизнь людей с ограниченными возможностями еще кошмарнее